Гигантизм архитектурных форм.

Алтарь 3евса в Пергаме
Завершающим этапом в развитии древнегреческой культуры является эллинизм (греч. нellenes – уподобляться эллинам). Искусство эллинизма сформировалось на территории, входившей в громадную империю Александра Македонского, и представляет собой некий симбиоз греческого ордера и вocточных художественных традиций. Культурными центрами эллинистического мира стали Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос в Греции. Искусство эллинизма, не будучи цельным, объединено общим эстетическим идеалом – крайним индивидуализмом. вepoятно, поэтому ключевым мифом эпохи стал миф о Нарциссе.
Прекрасный юноша Нарцисс никого не любил и никому не отвечал взаимностью. Богиня правосудия Немесида, к которой неслись мольбы наказать гордеца, вняла им. Однажды, увидев свое отражение в ручье. Нарцисс влюбился в нeгo и, будучи не в состоянии общаться с предметом любви, умер от тоски на берегу. На этом месте вырос цветок такой же холодной и безжизненной красоты – нежно и сильно пахнущий нарцисс.
Миф в художественных формах отобразил новую эстетику: соразмерность, гармонию и спокойную волевую целеустремленность классики сменили декоративность, эмоциональное напряжение и патетика.
Прекрасный юноша Нарцисс никого не любил и никому не отвечал взаимностью. Богиня правосудия Немесида, к которой неслись мольбы наказать гордеца, вняла им. Однажды, увидев свое отражение в ручье. Нарцисс влюбился в нeгo и, будучи не в состоянии общаться с предметом любви, умер от тоски на берегу. На этом месте вырос цветок такой же холодной и безжизненной красоты – нежно и сильно пахнущий нарцисс.
Миф в художественных формах отобразил новую эстетику: соразмерность, гармонию и спокойную волевую целеустремленность классики сменили декоративность, эмоциональное напряжение и патетика.
Любовь Востока к декоративности, пышности и opнaментальности сказалась прежде вceгo в архитектуре эллинизма. При строительстве общественных зданий использовался коринфский ордер, создающий чрезвычайно нарядный, но несколько вычурный и далекий от гармоничной ясности образ. Пропорции коринфского ордера повторяют ионические, но с более высокой капителью, напоминающей связку цвeтов с волютами-тычинками, перехваченную снизу пояском*. Коринфская капитель изначально преследовала сугубо дeкoративные цели, поэтому функция опоры в ней полностью замаскирована роскошными листьями, которые ни для чего не мoгyт служить опорой.
Невероятно помпезный, пышный облик зданию придавал так называемый Большой коринфский ордер, в котором колонны по высоте равны двум этажам здания, дocтигая почти 18 м. Новый ордер походил на болезненную фантазию, но фантазию изящества и вкуса. Ее усугубляла отделка из различных пород цветного мрамора, поскольку живописная игра светотени на мраморе одного цвета стала казаться недостаточно декоративной. Той же цели служила бронза, которой в изобилии отделывали базы колонн, кaпители и детали фриза. В Александрии, к примеру, так был построен Музей – место обитания муз 11 ставший крупнейшим научным центром вceгo Средиземноморья с огромной библиотекой, залами, где выставлялись произведения искусства и собирались ученые мужи.
Пристрастие к живописной архитектурной форме неизбежно повлекло за собой преобладание «восточной неги» в скульптуре. Поиск «нежнойформы» привел к идеальному слиянию в одной фигуре форм юношеского тела и упругих форм невинной девушки, результатом чего явилась скульптура Сnящеzо гермафродита (11 в. до н. э.). Строгую классическую красоту сменила грациозность; простой вывepeнный жест – сладострастное ленивое движение; образ атлета-воина – гермафродит. Нагая красота женщины стала caмoцелью, породив невероятное количество изваяний богини.
* Согласно легенде, коринфский мастер Каллимах, проходя мимо кладбища. увидел на гробнице забытую корзинку, увитую молодыми побегами аканфа. Восхищенный новизной вида и формы, мастер сделал для коринфян несколько колонн по зтому красоты Афродиты (Венеры), рождающейся, купающейся, coвершающей утренний туалет.образцу и определил их соразмерность.
Пристрастие к живописной архитектурной форме неизбежно повлекло за собой преобладание «восточной неги» в скульптуре. Поиск «нежнойформы» привел к идеальному слиянию в одной фигуре форм юношеского тела и упругих форм невинной девушки, результатом чего явилась скульптура Сnящеzо гермафродита (11 в. до н. э.). Строгую классическую красоту сменила грациозность; простой вывepeнный жест – сладострастное ленивое движение; образ атлета-воина – гермафродит. Нагая красота женщины стала caмoцелью, породив невероятное количество изваяний богини.
* Согласно легенде, коринфский мастер Каллимах, проходя мимо кладбища. увидел на гробнице забытую корзинку, увитую молодыми побегами аканфа. Восхищенный новизной вида и формы, мастер сделал для коринфян несколько колонн по зтому красоты Афродиты (Венеры), рождающейся, купающейся, coвершающей утренний туалет.образцу и определил их соразмерность.

В образе Веnеры Мелосской (11 в. до н. э.), торс которой необыкновенно, божественно кpaсив, выявлены черты, свойственные эстетике эллинизма: мaленькая головка при удлиненных пропорциях, нежная пластика тела, струящиеся драпировки покрывала. Все изящно, мягко, уравновешенно.
Но наряду с такой трактовкой образа существовала и дpyгая. Дисгармония души человека эллинизма, eгo стремление все доводить до аффекта – страх до ужаса, силу до грубости – обусловили появление тaкoгo трагического, с нaдpывом произведения, как рельеф алтаря 3евса на акрополе в Пергаме (11 в. до н. э.).
Реконструированный ныне алтарь представляет собой гигантскую платформу для жертвоприношений, поднятую на четырехступенчатый стереобат. В нее по центру врезана широкая лестница, придающая всей конструкции П-образную форму. Верхняя площадка шириной 26 м украшена по периметру ионическими колоннами. Внешнюю сторону платформы также по периметру опоясывает фриз, загибаясь на внyтренние, обращенные к лестнице плоскости. Конкретное историческое событие – битву пергамского царя Аттала 1 с варварами-галатами в конце 111 в. до н. э. – создатели алтаря запечатлели в иносказательной форме как борьбу олимпийских богов с гигантами.
Битва богов-олимпийцев со смертными гигантами, рожденными землей-геей из крови оскопленного неба-Урана и имевшими вместо нoг змеиные хвосты, могла закончиться успешно только в том случае, если на стороне богов выступит герой, что и произошло благодаря вмешательству Геракла.
Фриз выполнен в технике высокого рельефа, и ступени к жертвеннику служат опорой каменным участникам яростной битвы. Драматизмом и экспрессией наполнено изображение боя Афины с крылатым гигантом Энкеладом, котopoгo богиня уже повергла к своим стопам. На распахнутых кpыльях устремляется к ней Ника, дабы увенчать победным вeнком лен ее кудрей. Священный змей богини Эрихтоний жалит грудь гиганта, а тот, с искаженным болью и страданием лицом, тщетно напрягает мускулы в последней попытке приподняться на своих змеевидных конечностях и взлететь. Из недр земли вырастает Гея, простоволосая, трагически заломившая руки, горюющая о гибели своих сыновей.

НЕРЕЙ, ДОР. Океан. Фриз алтаря Зевса в Пергаме. XI в. до н. э. Uocyдapcтвeнныe музеи. Берлин
Афина и Энкелад. Фриз алтаря Зевса в Пергаме. XI в. до н. э. государственные музеи. Берлин
Для пергамской школы, как и для всей греческой скульптуры эпохи эллинизма, характерно изображение острых чувств – умирания и боли, ужаса и отчаяния – и эффектных поз. Напомним, что гармония и умиротворенность классических рельефов Парфенона достигалась точной и простой линией. В пластике эллинизма, которая заставляет почти физически ощутить страдание и смерть, использовались coвсем другие приемы. Это и расположение вверху голов богов, а внизу – гигантов, создающее нервную ломаную линию фриза. Это и сложный разворот тел, передающий то агрессивный натиск богов, то пафосный излом запрокинутых голов и тоpсов гигантов. Это и прихотливая драпировка одежд, разлетающихся словно от порывов ветра. Это и резкие контрасты свeта и тени, усиливающие тревожность. Это и гигантские мacштабы фигур, подавляющи и угнетающие зрителя.
Для пергамской школы, как и для всей греческой скульптуры эпохи эллинизма, характерно изображение острых чувств – умирания и боли, ужаса и отчаяния – и эффектных поз. Напомним, что гармония и умиротворенность классических рельефов Парфенона достигалась точной и простой линией. В пластике эллинизма, которая заставляет почти физически ощутить страдание и смерть, использовались coвсем другие приемы. Это и расположение вверху голов богов, а внизу – гигантов, создающее нервную ломаную линию фриза. Это и сложный разворот тел, передающий то агрессивный натиск богов, то пафосный излом запрокинутых голов и тоpсов гигантов. Это и прихотливая драпировка одежд, разлетающихся словно от порывов ветра. Это и резкие контрасты свeта и тени, усиливающие тревожность. Это и гигантские мacштабы фигур, подавляющи и угнетающие зрителя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий